Статья И.А. Гончарова "Мильон терзаний" о комедии "Горе от ума": критика и оценка

Иван Александрович Гончаров

В 1872 г., спустя пятьдесят лет после издания грибоедовского «Горя от ума» другой талантливейший писатель И. Гончаров написал одну из лучших критических статей о пьесе, получившей впоследствии название «Мильон терзаний».

Введение

Идея написания статьи родилась после посещения им постановки пьесы. Поначалу она вышла в форме небольшой заметки, но затем выросла в большую статью.

В ней прозвучало довольно смелое сравнение и утверждение, что комедия Грибоедова отличается от таких великих творений, как «Евгений Онегин» и «Герой нашего времени» тем, что время не властно над ней и она будет всегда свежей и современной, чего нельзя сказать о пушкинском и лермонтовском произведениях, которые останутся лишь гениальными памятниками литературы.

Не смотря на то, что произведение «... появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их, переживет и еще много эпох и не утратит своей жизненности».

Писатель объясняет данный феномен довольно подробно, пошагово разбирая всё произведение. В числе основных причин его неувядаемости он отмечает приверженность пьесы правде жизни, честному описанию нравов московского высшего света, характеров персонажей и открытия Чацкого, как истинного героя нового времени.

Период действия пьесы занимает всего один день, однако автору удаётся показать типичные полотна русской жизни начала 19 века во всём объёме. Картина пьесы охватывает широкий исторический пласт – от времен «века золотого Екатерины» до Николая Первого.

При прочтении пьесы или присутствии на спектакле, благодаря правдивости изображения характеров героев, ощущается присутствие живых людей. Разумеется, что новые Фамусовы не будут ставить в пример молодым таких людей, как Максим Петрович, да и Молчалины изменились. Они попросту мимикрировали и остались среди нас и по прежнему проповедуют принципы «награжденья брать и весело пожить». До тех пор пока в обществе жёстко не осуждаются сплетни, ничегонеделание эти персонажи будут существовать, не старясь.

Краткое содержание

Статья посвящена разбору образов всех персонажей пьесы. Особое внимание автор уделяет образу Чацкого, который наиболее интересен и симпатичен автору. В описании достоинств главного героя подчёркиваются такие свойства его характера, как активная жизненная позиция и правдивость. Поэтому «Чацкий, как личность несравненно выше Онегина и ... Печорина. Он ... деятель, а те — паразиты».

Он действует вне зависимости от обстоятельств, иногда не вполне благоприятных. Его целью является «служить делу, а не лицам». Он не боится во всеуслышание обличать «прошедшего житья подлейшие черты», хотя прекрасно осознаёт, что этим отталкивает не только окружающих, но и любимую девушку. Он искренен во всём и это ставит его иногда в нелепое положение, так как он не способен лицемерить и притворяться. Но зато он обладает роскошью быть самим собой, ни перед кем не унижаясь и никого не обманывая.

Обличая ложь и отжившее старое, он проигрывает по всем фронтам, но временно, так как Чацкий «... неизбежен при каждой смене одного века другим». Он может представляться по – другому в каждой эпохе, но его личные качества делают его современным в любое время.

Далее Гончаров подробно разбирает характеры и других героев пьесы. Писатель высоко оценивает талант автора «Горя...», не только, как драматурга, но и психолога, сумевшего передать самые тонкие моменты поступков героев.

Сатирическое в комедии воспринимается также естественно, как комическое и трагическое. Смешны и одновременно страшны Скалозубы, Фамусовы и Молчалины. Неглупая девушка Софья запускает байку о мнимом безумии Чацкого, а явно ничтожные Репетилов и Загорецкий спокойно принимаются светом.

Основные тезисы

Автор указывает на классичность "Горя..." и утверждает её неувядаемую свежесть и актуальность. Сравнивая персонажи Пушкина и Лермонтова с Чацким, он отмечает, как те «бледнеют и уходят в прошлое», а грибоедовские герои переживут ещё не одну эпоху.

Пьеса разбирается буквально по шагам и в «группе двадцати лиц» отражает практически всю Москву того времени. Фамусов и его окружение олицетворяют все пороки человечества: склонность к сплетням, низкопоклонство, безделье и т.п. Некоторое исключение составляет Софья. Она умна, её нельзя назвать совершенно безнравственной, но в своей любви к Молчалину она совершенно слепа и не видит того, что «Молчалин прежде был так глуп».

Единственный человек, который, действительно, умён и, при этом, очень деятелен – это Чацкий. Однако окружающая обстановка и нравы московского общества обрекают его только на «мильон терзаний». Разочаровавшись в любви, непонятый, он бежит «вон из Москвы».

Общая оценка

Оценка комедии Грибоедова очень высока не только у Гончарова. С течением времени, спустя десятки и уже сотни лет, его утверждения о бессмертии грибоедовского творения подтверждаются. Высокая оценка уже самой статьи Гончарова была дана современниками писателя: В.Г. Белинским, Добролюбовым, П. В. Анненковым, А. Ф. Кони, М. М. Стасюлевичем, П. Д. Боборыкиым и др. Не потеряла своей актуальности статья и в наши дни.


Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.